logotype

Логин      /     Регистрация

Вторник, 24 Апреля 2018 года

Сергей Брель о вдохновении

Сергей Брель

Сергей Брель

Поэт, краевед, кинодраматург. 

Автор книг: "Мир", "Свой век". 

Мнение: каждое стихотворение Сергея - путешествие во времени и пространстве. Его стихами можно оформить путеводитель по Москве, Питеру, городам Европы. Ты смотришь на современную улицу, с несущимися по ней машинами, спешащими людьми, а строки его стихов рисуют перед взором кареты и неспешно прогуливающихся по бульвару дам, переворачивается страница книги, а вместе с ней и несколько веков и ты оказываешься на землях древней Руси. И русоволосая красавица с интересом смотрит на тебя. Тебе только кажется, что ты читаешь стих о ней, на самом деле она читает тебя.

Фраза, которая может послужить кредо: "Станьте солнцем, вас все и увидят..." (Ф.М. Достоевский) 

Любимый поэт:  Природа 

Алкоголь: отношение к алкоголю "Что-то недоброе таится в мужчинах, избагающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы...". (М.А.Булгаков) 

Курение: признаю лишь в одном случае: когда это делает в фильме "Птицы" обворожительная Типпи Хедрен. 

Жизнь, быт, верования других народов часто вдохновляют творческих людей. На что же тогда способна Уменьшенная модель мира? Путешествие в Непал глазами Сергея Бреля:

- В 1998 году у меня впервые в жизни появилась возможность отправиться в заграничное путешествие. И так произошло, что первой страной «зарубежной» оказалось чудесное королевство Непал. Оно сразу же показалось мне  моделью всего мира: за две недели мы проехали, пролетели, прошли пешком через шесть климатических поясов – от горных полупустынь до субтропиков. Так устроены Гималаи, высочайшие горы мира… Многочисленные виды сменяются в пути за короткий срок, кружат голову пестротой. Поэтический опыт это дает колоссальный. Например, Пушкин и Лермонтов, «люди равнинные», какой опыт постижения иных культур и пространств они приобрели на Кавказе. 

Для меня Непал вообще стал точкой отсчёта, после которой начал я начал писать стихи постоянно. Спустя несколько месяцев после возвращения домой - осенью, в автобусе по пути в город Владимир, я взял ручку и стал записывать стихотворения в блокнот одно за другим. Уверен, что это связано с тем внутренним ритмом, который задал Непал. Видимо, когда тот опыт в некотором роде раскрылся во мне, в душе, в сознании, я и сумел найти источник творчества. И вот теперь поэзия – неотъемлемая часть жизни, призма, сквозь которую я гляжу на мир. Кстати, первую книгу я так и назвал - «Мир».

Стихотворение «Сваямбхунатх» особенно значительно и символично для меня. Ведь оно напоминает о том путешествии, с которого «все началось». Ступа Сваямбхунатх в столице Непала Катманду является объектом поклонения буддистов и индуистов. Она стоит на горе, паломники поднимаются к ней по длинной лестнице, и кажется: все дороги королевства, словно лепестки к сердцевине цветка, ведут к подножию этого холма. Ступа открыта для посещения людям любой религии. Здесь собираются, чтобы молиться так, как подсказывает сердце… 

А ещё мы с другом во время горного трекинга присутствовали на службе в буддистском монастыре. Монахи в оранжевых тогах берут свои молитвословы из специальных ячеек в стене и рассаживаются на скамеечки вокруг большого стола. В руках у многих из них музыкальные инструменты: например, поражают огромные трубы, издающие клокочущие звуки. После чтения молитв и игры на музыкальных инструментах монахам подают какао, которое разливает из большого чайника в обычные стаканы пожилая женщина-прислужница. Чтение молитв вперемешку с музыкой настраивает на особый ритм, вибрация звука включает в странное, полуволшебное действо. Так и в моем стихотворении я  шёл за звуком – ритмическая организация молебна перешла в стих. Словно в голове продолжают звучать удары ритуального барабана и призывы труб.

 

Сваямбхунатх

А. Кузнецову

Сваямбхунатх, небесный лотос,

раскинул лепестки дорог,

окутан смут круговоротом,

суровый праведник, пророк.

 

Оранжевые реют тоги,

мерцают в воздухе флажки.

Дожди, животные и боги

здесь пламень дружества зажгли!

 

Фантазии у капищ дремлют,

в пещере храма божество

спокойно озирает землю,

где каждый склон — престол его.

 

Паломник, искушенный в вере,

сюда идет пешком, не вдруг...

А европеец взять намерен

такси, пеняя на недуг.

 

Звучат молитвы и раскаты

грозы, спускающейся с гор,

и в час заката бодхисатвы

лишь к небу устремляют взор.

 

Здесь многое соединилось,

к подножью ступы стоп стеклось:

Бирендры царственная милость,

изгнанника Тибета злость,

 

причуды Вишну, ужас Шивы,

Кастамандапа ветхий хлам,

китайца спесь, индуса живость,

гордыня трёх столиц и срам.

 

Хор птиц, детей и прокажённых,

бамбука дрожь, Багмхати шум

слились в один вселенский шёпот,

в одно "Ом мани падме хум!"

 

На дудочке своей играя,

ленивых кобр тревожит йог.

Небесный росчерк Гималаев

единственно и нем, и строг.

 

Взирают очи... Вне остаться

сансары — грезит край отцов:

ряд крыш, канав, реинкарнаций,

вершин, повозок и дворцов,

 

мужчин, младенцев, женщин, духов,

красавиц, президентов, вдов...

Четыре пары глаз — ни уха,

ни ног, ни рук, ни губ, ни ртов!

 

Над миром, мраком, светом — ступа,

торжественный Сваямбхунатх!

Воззрился европеец тупо,

и ниц упал старик-монах.

 

Всё временно... Рассвет. Сознали

привычный колокольный счёт;

мать вертит барабан. — Со сна ли? –

ребёнок сумрачен ещё.

 

Не гонит брахман иноверца.

Сквозь гроздь цветов огонь дохнул.

Открыл Непал не храм, но сердце,

но цель: "Ом мани падме хум!".

                                5 ноября — 8 декабря 1998 года

Стихотворение посвящено Андрею Кузнецову. Он был нашим гидом. Спустя несколько лет, во время путешествия по Индийским Гималаям, этот замечательный, еще совсем молодой человек погиб. Но осталось то, что он нам передал – первая встреча с Непалом… 

________________________________________________

Примечания автора к стихотворению:

Ступа Сваямбхунатх (3 в до н. э. - 9 в. н. э.) — объект культового поклонения буддистов и индуистов. Расположена в столице королевства Непал. На стенах сооружения изображены глаза Будды, обращённые ко всем сторонам света. К ступе, возведённой на холме, ведёт лестница в 400 ступеней.

Бодхисатвы — "существа, стремящиеся к просветлению", в буддийской мифологии человек (или какое-то другое существо), который достигает состояния будды.

Бирендра Бир Бикрам — король Непала, погиб в 2001 г.

Кастамандап — древнее здание для буддийских паломников, дало название городу Катманду.

До объединения во вт. пол. 18 в. в долине Катманду располагалось три княжества со столицами — Катманду, Бхактапур, Лалитпур (Патан).

Река Багмхати протекает в черте города, индуисты проводят на ней культовые кремации умерших.

"Ом мани падме хум" ("Славься, божество на лотосе") — молитва, произносимая при вращении священного барабана.

Сансара - "блуждания", "круговорот" — в верованиях индийцев представления о переходе из одного существования в другое, реинкарнациях.

Сергей Брель


2018  Писательница Валерия Лисичко   (авторский сайт)

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru